| Печать | |
09.09.2014 16:54 | |||||
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд.24 июля 2014
![]() Александр Тарасов, Из этого материала вы узнаете об обосновании закупки у единственного поставщика, о форме заключения контракта с единственным поставщиком и о многом другом, с учетом изменений, внесенных в начале июня в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов. Электронный аукцион можно назвать состоявшимся, если в итоговом протоколе значатся не менее двух участников, соответствующих требованиям аукционной документации (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях аукцион признается несостоявшимся.
Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо только одна заявка осталась после отклонения всех остальных заявок, то конкракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии его согласования в контролирующем органе. Если на участие в аукционе не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены, то необходимо заново проводить процедуру определения поставщика. В случае, если при проведении электронного аукциона заказчик предусмотрел преференции для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, но электронный аукцион по любой из вышеперечисленных причин не состоялся, такая закупка не учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 1.1 ст. 30, ч. 1.2 ст. 30 и ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Вы можете поменять код ОКДП при публикации сведений о контракте в реестре. В тексте самого заключенного контракта код ОКДП изменить нельзя. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик, являясь образовательной организацией или учреждением культуры, имеет право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. При этом привязки к закупкам одноименной продукции в квартал в Законе № 44-ФЗ нет. Например, если Вы нуждаетесь в компьютерах на общую сумму 700 тыс. руб., Вы можете в один день заключить с одним и тем же поставщиком два контракта: один контракт на сумму 400 тыс. руб., второй – на 300 тыс. руб. Нарушений в таких действиях не будет, если общий объем контрактов, заключенных за год по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не превысит 50% средств совокупного годового объема закупок или 20 млн руб. Действительно, с 1 января 2014 года появилась необходимость обосновывать закупку у единственного поставщика, то есть готовить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика. Такое требование закона вызывало многочисленную критику со стороны заказчиков. В результате Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 140-ФЗ были внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые в том числе отменили и обязанность готовить отчет об обосновании закупки, совершенной по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При закупке товара, работы, услуги у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93, п. 4 ч. 1 ст. 93, п. 5 ч. 1 ст. 93, п. 8 ч. 1 ст. 93, п. 15 ч. 1 ст. 93, п. 20 ч. 1 ст. 93, п. 21 ч. 1 ст. 93, п. 26 ч. 1 ст. 93, п. 28 ч. 1 ст. 93 и п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Вы можете заключить контракт в любой форме, не запрещенной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции от 4 июня 2014 года). А в соответствии со ст. 158 и ст. 159 ГК РФ, сделки могут совершаться устно, если стороны договора согласны с таким порядком, и законом не определено иное. Таким образом, Вы вправе производить оплату за товар по счетам на основании служебной записки. Нет, Вы поступаете неправильно. В данном случае Вам надо указать в тексте контракта данные лица, на которого оформлена электронная подпись, и сведения о том, что этот сотрудник действует на основании доверенности. Если Вы получили от заказчика проект контракта, в котором уже содержится упоминание о генеральном директоре, Вам необходимо подготовить протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Учитывая то, что контракт по итогам электронного аукциона заключается в электронном виде, то указание в нем о составлении в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, неправильно. Тем не менее, если такое условие все-таки будет прописано в контракте, это ни на что не повлияет. Что касается хранения контракта в бумажном виде, я считаю, что это не будет лишним, хотя по Закону № 44-ФЗ его наличия не требуется. Такой конкракт может пригодиться для ведения бухгалтерии, а также в случае обращения в суд. Тем более, при распечатке контракта с электронной торговой площадки никаких отметок о наличии цифровой подписи в нем не будет. Указанные выше требования к участникам закупок устанавливаются ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить, что Вы соответствуете указанным требованиям, можно декларацией о соответствии – информационным письмом, подписанным от лица участника закупки (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчик не имеет права требовать от поставщика иных дополнительных документов, подтверждающих соответствие данным установленным требованиям, в том числе справок от уполномоченных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Неудачное название приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)" многих вводит в заблуждение. Люди думают, что согласование заключения контракта относится только к закрытым способам закупок. В действительности, данное правило распространяется и на открытые, и на закрытые способы определения поставщиков.
Материал подготовила Алина Михайлова Источник: ГАРАНТ.РУ |